
Первая смузишная, изготовление и продажа смузи, пошаговый план
Идею по производству смузи (фруктово-ягодных коктейлей) мои партнеры Антон Кошелев и Артем Кириллов привезли в 2006 году из США. Полюбив смузи и подсадив на них всех своих друзей, в 2014 году они решили попробовать сделать на этом бизнес. Потенциальный спрос на новый продукт протестировали на ресторанном дне. Ожидаемый успех превзошел все самые смелые ожидания.
Идея бизнеса родом из США
Идея бизнеса по производству смузи (фруктово-ягодных коктейлей) родилась, что логично, на кухне, где мой партнер, Антон Кошелев, впервые приготовил мне этот напиток после своей поездки в Штаты в 2006 году. До этого никто из нас не был связан с ресторанным бизнесом.
Антон получил образование юриста по гражданскому праву, но ему стало скучно в этой профессии уже на втором курсе Самарского государственного областного университета. К моменту окончания вуза в 2007 году Антон уже точно знал, что диплом ему вряд ли пригодится, так как решил не работать юристом, а попробовать свои силы в бизнесе. До запуска «Смузишной» он был партнером двух компаний, которые до сих пор существуют: фирмы по производству межкомнатных и входных дверей (отошла партнеру после выхода из нее Антона) и натяжных потолков (продали).
Я понял довольно рано, что хочу заниматься собственным делом. Я окончил Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королева по специальности «Прикладная математика и информатика», создал несколько интернет-проектов (сервис звонков и краудфандинговую площадку, которые на данный момент уже закрыты) и организовал фирму по производству сувенирной продукции — нанесение логотипов на одежду, университетские толстовки и т.д. С того запоминающегося вечера 2006 года я освоил рецепт смузи и стал постоянно делать его дома, предложил этот напиток всем своим близким друзьям и родственникам.

Всем понравилась и однажды мы с Антоном задумались — насколько эта идея была бы прибыльной как бизнес? Сквер повернулся случай проверить: в феврале 2014 года в Самаре проходил ресторанный день, где можно было выставить свой продукт. Мы рискнули: тест прошел настолько успешно, что мы решили уделить этому направлению больше времени. Поездили на разные мероприятия и фестивали, не только в родной Самаре, но и в Москве, и уже зимой 2014 года открыли первую точку.
Название «Смузишная» родилось случайно
Мы назвали эту концепцию «смузишная», когда разговаривали о точке продажи смузи. И когда дело дошло до названия, которое было обязательным условием для участия в ресторанном дне, мы решили оставить его таким. С того момента никто не использовал слово «смузишная», и мы подумали, почему бы сразу не занять такое название? Оно легко запоминается, и люди обращают на него внимание.
Сейчас у нас небольшая сеть из четырех смузи-баров. Один открыт в торговом центре и работает круглый год, остальные точки сезонные: летом мы расширяемся, зимой — сужаемся. В теплое время года у нас открываются три дополнительных места на центральной пешеходной улице и на самарской набережной. Время от времени можно увидеть нас и на крупных городских мероприятиях.
Изначально наш стартап развивался по модной сейчас леан-модели (модели бережливого производства), поэтому у нас не было вообще никаких первоначальных инвестиций. Мы просто регистрировались на ресторанный день или другие фестивали еды, выходили «на точку» с домашними блендерами, на свои деньги закупали фрукты и расходные материалы (затраты составляли, как правило, около 10 000 рублей). Постепенно количество мероприятий росло, и с полученных оборотов мы закупали новое оборудование. Правда, однажды мы совершили ошибку, которая чуть не стала роковой для такого маленького начинания, как наше.
Мы недооценили свои возможности и вложили все имеющиеся деньги в одно мероприятие, которое оказалось убыточным для нас. Эта ошибка нас многому научила. Когда пришло время открывать стационарную точку, мы вложили в нее собственные средства. На расширение в летний период (оборудование сразу трех временных точек) брали деньги в долг.
Не ресторан и не торговый центр.
Сегодня мы зарабатываем на продажах примерно 160 руб. за 0,5 литра смузи. В летний период оборот с всех точек достигает 600 000 — 700 000 руб. Мы размещаем наши точки в самых оживленных местах в месяц. В зимнее время мы озабочены, так как выручка сокращается примерно до 100 000. Зимой мы оставляем одну точку в торговом центре. С этим баром нам в каком-то смысле повезло, ему удается окупать себя. В других торговых центрах, где мы пробовали тестировать спрос, наша бизнес-модель не очень оправдывает себя — слишком высокая аренда или небольшой поток гостей. Мы попробовали однажды открыться в другом торговом центре, но переоценили его потенциал: трафик оказался меньше, чем мы рассчитывали. Торговая точка работала три месяца и закрылась.
Признание и привлечение людей является ключевым фактором успеха нашего бизнеса. Мы пробовали делать рекламу во всех ее проявлениях: вели группу в социальных сетях, продвигались в интернете, в «ВКонтакте», в Facebook и Instagram. Все это для нас не работает, ведь покупка смузи — спонтанное решение, которое человек принимает в тот момент, когда проходит мимо. По этой же причине мы не тратим деньги на радио и телевидение — это неэффективно. Мы не ресторан или торговый центр, куда люди могут специально поехать через весь город. Мы продаем стаканчик смузи в жаркий летний день.
В нашем штате компании сейчас работает 10 человек. Мы ищем не просто продавцов, а интересных коммуникабельных ребят, таких, у которых нам самим было бы приятно что-то купить. У нас даже выработалась особая методика их обучения. Все наши ребята спрашивают у клиентов, как дела, какое у них настроение, как проходит их день, ведут с покупателями ненавязчивый разговор. Поэтому нам нужны приятные, хорошие, порядочные, коммуникабельные люди. Таких, честно признаться, не хватает. Сложно понять, есть ли эти качества у человека, уже на первом собеседовании.
Поэтому для нас информационная беседа — это фильтр грубой очистки, где мы отбираем только совсем неподходящих нам людей. А фильтр мелкой очистки — это наша стажировка, которая длится около недели. Люди понимают, в чем состоит работа, примеряют ее к себе, и мы понимаем, подходят ли они нам или нет.
Принцип поступательного движения
Сегодня в Самаре мы единственные производители смузи, но конкурентов среди продуктов-заменителей полно: начиная от мороженого и заканчивая свежевыжатыми соками. Честно скажу, что проектов, подобного нашему, по масштабу нет во всей России. Существуют небольшие бары с смузи, но все больше заведений, где смузи — только одна из позиций меню, а не главная специализация. Хотя сейчас мы сами хотим немного расширить ассортимент, ведь изначально наш фокус был направлен только на этот напиток.
Думаем добавить в меню что-то сопутствующее: закуски, дополнительные (сладкие, например) ингредиенты для смузи. Ведь наши смузи мы готовим без использования искусственного сахара — из сладкого только банан. Концепцию выбрали не случайно, при запуске проекта ориентировались на собственное увлечение правильным и здоровым питанием.
Как оказалось, у нас много единомышленников и среди клиентов. Кроме расширения ассортимента мы сейчас ведем работу по смене поставщиков, ведь из-за кризиса сильно поднялись цены на наши ингредиенты (замороженные ягоды и стаканчики с купольными крышками, которые в России не производятся). Это стало заметно дороже после скочка валюты. Мы стараемся искать других поставщиков и пытаемся предорговориться с уже действующими партнерами.
Еще из планов на будущее — упаковка нашей успешно работающей сезонной бизнес-модели во франшизу, которую можно было бы продавать в города с длинным летним сезоном. В дальних планах есть идея протестировать модель отдельно стоящего заведения: создать место, куда люди поедут целенаправленно за смузи, за атмосферой.
Я поддерживаю поступательное движение в бизнесе: не стоит «ставить все на черное», ведь оно может и не сработать. К тому же общепит достаточно сложный бизнес, мы с нашими киосками знаем его всего лишь на одну десятую. Стационарная точка — это уже другой уровень сложности, поэтому важно перед открытием получить опыт работы в подобных местах.
Ресторанный бизнес состоит из многих составляющих, человек должен быть компетентен не только в готовке, но и, например, в HR-менеджменте, финансовом менеджменте, требованиях СЭС и Роспотребнадзора. Все это важно досконально изучить, прежде чем врываться на рынок, тем более с новым продуктом, не понятным широкому кругу клиентов. Желаем удачи в открытие своего бизнеса!
Понравился пост? Поделитесь им в социальных сетях. Спасибо!
Пост прочитан: