Свое дело: посредник венчурного рынка
Сейчас в нашей стране наблюдается стремительное развитие компаний, которые занимаются поддержкой так называемых стартапов. Многие виду нового бизнеса позволяют вывести на рынок совершенно новый продукт, который может со временем стать очень успешным и изменить ситуацию на этом самом рынке. Но есть и другие стартапы – это те которые придумывают команды энтузиастов, у которых как правило совершенно нет средств на запуск такого дела. И если начинание кажется в перспективе очень привлекательным, то стоит искать на него инвесторов.
Инвесторами в запуске такого бизнеса могут выступать различные инстанции. Это могут быть крупные игроки рынка, которые желают стать еще влиятельнее и получить долю в новом проекте. Это различные бизнес-ангелы и инвестиционные компании. Но не каждый стартап может найти средства на свое развитие. И здесь бывает очень много причин для этого.
Также очень распространенной есть ситуация, когда компания хочет вложить свои деньги в дело, но не может этого сделать по причине отсутствия перспективной идеи или подходящего стартапа. Поэтому важным моментом есть наличие посредников между инвесторами и начинающими бизнесменами, где они друг другу помогают. А посредники на этом зарабатывают свои проценты.
Что такое посредник венчурного рынка
C первого взгляда кажется, что такие посредники совершенно не нужны для опытного инвестора, но на самом деле это не так, и роль посредников очень велика. Именно эти люди или компании решают очень большое количество вопросов и значительно упрощают жизнь как инвесторов, так и начинающих предпринимателей.
Далее необходимо разобраться как работает эта вся схема. У нас есть некоторые люди, которые разработали интересную идею и она существует у них на бумагах, но уже представляет потенциальный интерес для развития. Кроме этой идеи больше ничего нет: ни средств к ее осуществлению, ни связей для поиска инвесторов. И поэтому в 90 процентов случаях такая идея никогда не будет реализована. Проекты эти очень «сырые» и никакой хороший инвестор не вложит деньги в такие проекты. И именно из-за того, что они недоработаны многие перспективные виды бизнеса гибнут уже в самом начале своего существования. В «зародыше».
В большинстве случаев те люди, которые придумали интересную идею не являются предпринимателями и слабо знают как правильно предлагать ее инвестору. И при общении с последним не могут привести хороших и четких плюсов своего стартапа. И в большинстве случаев инвестор не дает денег на развитие, так как считает такой проект не перспективным или даже обманным. А все из-за неправильной постановки вопроса.
При обращении к посреднику этот проект хорошо рассматривается со всех сторон, и убирается все лишнее. Подсказывается стратегия того, как лучше все это презентовать с учетом личных качеств инвестора. Это возможно в том случае, если посредник уже давно работает в этом направлении и знает инвесторов лично. То есть посредник реально улучшает шансы на воплощение проекта в жизнь.
В том случае когда посредник занимается поиском предприятия куда инвестор будет вкладывать деньги, он хорошо просеивает все варианты, а лучшие дорабатывает. Также он может сам выступить в роли соинвестора, или может найти компании готовые вложить деньги в проект параллельно с заказчиком. То есть варианты сотрудничества есть разные. В помощи посредника в большей мере нуждаются именно представители стартап компаний, а опытные инвесторы могут уже самостоятельно находить интересные предложения, но если у инвестора нет времени на работу с потенциальными клиентами, то всю задачу он может переложить на посредника, который будет ему отчитываться за определенную плату. Посредник в этом случае проводит переговоры, присутствует на презентациях идеи, и так далее. То есть он работает от имени инвестора. Но все равно последнее решение всегда за владельцем денег.
Еще есть такие варианты, когда стартап компания представляет из себя уже довольно взрослый бизнес, работающий на рынке. Этот бизнес необходимо выводить на новый уровень и на новые прибыли. И вот тогда эта компания при помощи посредника ищет подходящего инвестора, по заданным параметрам. Чаще всего в этом случае проект успешный и для него необходимы дополнительные вложения. Это не новый и сырой проект, а успешное дело, с перспективой развития. И в таком случае уже к потенциальному инвестору предъявляются высокие требования, и он проверяется посредником на состоятельность. А то может быть такая ситуация, когда инвестор дал небольшую сумму, а требовать дивиденды будет в немыслимых размерах. И тогда суды, и головная боль у предпринимателей. То есть в этом деле существует две стороны медали.
Деятельность посредника в государственных инстанциях определяется как (ОКПД 2) 66.19 Помощь в предоставлении финансовых вопросов, кроме страхования. Для работы в качестве посредника необходимо зарегистрировать юридическое лицо, и это должно быть общество с ограниченной ответственностью ООО, акционерное общество АО, или же Инвестиционное товарищество, если же вы собираетесь становиться соинвестором проектов.
Когда вы только начинаете свою деятельность в качестве посредника между инвестором и предпринимателем, нужно заниматься небольшими проектами, где гораздо выше вероятность вашего успеха. Это уже по мере вашего развития и появления опыта вы перейдете в «высшую лигу», а пока придется довольствоваться тем что есть. В самом начале со стороны инвесторов будет находится частное лицо с деньгами, или как его еще называют бизнес-ангел. Как показывает практика работать с одним человеком гораздо легче, чем с крупной инвестиционной компанией, в первую очередь потому, что инвестор самостоятельно принимает важные решения, и убедить его намного проще. В инвестиционной компании огромное количество учредителей, и даже не согласие одного члена комиссии может свести на нет всю работу. Пытаться протолкнуть проект в крупную инвестиционную компанию – это дело профессиональных посредников.
При работе с бизнес-ангелом посредник должен уметь хорошо работать с людьми и быть в первую очередь хорошим психологом. Это нужно для того, чтобы безошибочно определять вкусы и настроение инвестора, что в разы увеличивает вероятность успешного развития событий. Конечно не стоит любыми силами впихивать проект инвестору, но знание психологии продаж, еще никому не навредило.
Бывают варианты, когда стартапы терпят крах, и банкротятся. В этом случае все претензии инвестора направляются к предпринимателям, и последние отвечают перед ним по договору. Но и для посредника такая ситуация является неприятной, и ему необходимо понять, где он ошибался, и что привело к этому. А если говорить прямо, то посредник, проекты которого 3-4 раза терпели крах, совершенно никому не нужен из-за своей неблагоприятной репутации и непрофессионализма.
Простейшим сотрудничеством компаний посредников со стартап компаниями есть услуги по написанию качественного бизнес-плана. Для того, чтобы этим заниматься необходимо иметь несколько сотрудников, которые могут написать этот план. На начальном этапе становления вас как посредника это конечно очень дорого. Но на практике бизнес-план требуется не всегда. Чаще всего для инвестора необходим краткий и не длительный по времени презентации отчет, который бы раскрывал все положительные стороны проекта. И задача посредника как раз заключается в составлении плана такой презентации.
Бизнес-план потребуется в дальнейшем, в процессе работы, и вот тогда он должен быть детально проработан, чтобы не было никаких неожиданностей для инвестора. А то бывает, что заявляли одну сумму, а в процессе реализации проекта она увеличивается в несколько раз. И тогда соответственно начинаются претензии со стороны инвестора и непонимание. Поэтому у успешного посредника должна быть подобрана профессиональная компания сотрудников, которые будут компетентны во всех вопросах. Начиная от бухгалтерии и заканчивая юридическими вопросами.
Особое внимание посредник должен уделять взаимодействием с людьми. Важно понимать что конкретно хочет каждая сторона сотрудничества. Так представитель стартапа хотят от посредника того, чтобы их презентация была проведена просто с ювелирной точностью и обязательным успехом. А инвестор хочет найти надежные стартапы, которые будут успешно работать и развиваться. И вот здесь нужно стать золотой серединой, чтобы учитывать интересы обоих сторон. На практике ситуация такая, что только после того, как посредник реализует несколько успешных проектов, он начинает понимать всю специфику данного дела, и только тогда может по праву считаться профессионалом.
Посредник должен сам проанализировать всю компанию, которая является стартапом, и разбираться в устройстве этого бизнеса изнутри. И только тогда он будет успешным на этом поприще. Поэтому если подвести итоги, то успешным посредником между предпринимателями и инвесторами будет человек или компания, которые являются опытными профессионалами и разбираются в таких вещах как экономика, маркетинг, бухгалтерия и право. Без этих знаний невозможно успешная работа, хотя в самом начале развития важен и талант. А талант дается от бога.
Опытный профессиональный посредник также может заниматься самостоятельным инвестированием и разработкой своих стартапов, с целью дальнейшей их реализации и получения прибыли. Но это потребует от него колоссальных затрат как материального так и эмоционального плана. Но если посредник владеет этими средствами, то для него есть отличная перспектива самому вкладывать их в проекты и таким образом увеличивать кардинально свои доходы. Это уже высшая лига мастерства, которая доступна очень богатым и влиятельным компаниям или отдельным людям.
А теперь давайте разбираться, сколько зарабатывает посредник. Как правило он получает деньги только в том случае, когда инвестор находит стартап или же предприниматели находят инвестора. Посредник работает на процентах от вложенных средств, и сильно рискует при работе с начинающими предпринимателями, так как у последних нет денег для развития проекта, и нужно уговорить инвестора инвестировать их. И вот только тогда он получает свое вознаграждение, и в зависимости от суммы всей сделки оно может быть значительным. Но как правило не все проекты являются успешными, и поэтому нужно все тщательно анализировать.
Мы не могли не обратить свое внимание на такую распространенную систему привлечения инвестиций, как crowdfunding. Что это вообще такое? Работает это следующим образом. Создается интернет портал, на котором бизнесмены размещают свои проекты с указанием необходимой суммы инвестиций. И посетители этого портала делают пожертвования на добровольной основе, которые потом владелец портала предает предпринимателям предварительно вычтя из суммы размер своего вознаграждения.
Хорошей особенностью этого направления есть то, что пожертвования точно показывают в какие проекты люди готовы вкладывать деньги, и какой продукт имеет все шансы на дальнейший успех. Этот формат работы начинает получать все большее распространение в России. От посредника требуется только создать и раскрутить сайт в интернете, и поддерживать его непрерывную работу. Нет необходимости даже быть экспертом в бизнесе, а главное это умение привлечь к проекту предпринимателей и заинтересованных посетителей. Нужно обеспечить проект максимально возможными системами передачи денег. И чем больше средств будет использовано, тем лучше. Необходимо также предоставить возможность возврата денег пользователям, в случае если проект не набрал достаточно средств для его исполнения. Инвесторы заключают онлайн договора с предпринимателями и в случае удачного развития событий могут рассчитывать на прибыль от своих вложений.
В этой сфере очень важно научиться определять мошенников, и самому не прослыть таким, ведь народ у нас в России специфический. Этот вид бизнеса очень распространен в Европе, а в нашей стране только набирает популярность. И возможно в самом ближайшем будущем, мы хотя бы немного приблизимся к развитым европейским странам в этом направлении. Просто пока люди считают это все лохотронами, но так будет не всегда и правительство наведет лад в бизнесе и в интернет сфере в частности.
Понравился пост? Поделитесь им в социальных сетях. Спасибо!